Предупредить и исключить слив горючего из топливного бака с помощью системы ГЛОНАСС/GPS Способы хищения ГСМ
Любое тайное хищение
считается кражей, поэтому слив из бака горючего – это преступление. По
статистике доля хищений топлива водителями составляет от 30 до 40 процентов от
установленного объема ГСМ в месяц.
Основные способы
хищения:
· накрутка
километража (одометра);
· имитация работы
транспортного средства и накрутка штатного датчика моточасов;
· слив бензина из
бака;
· слив бензина
через «обратку»;
· использование
служебного автомобиля в личных целях («левый» рейс);
· подделка чеков;
· заправка
транспорта дешевым некачественным горючим;
· недолив бензина в бак.
- Слив топлива
У каждого транспортного
средства есть определенная суточная норма расхода топлива. В случае экономии
водитель с помощью шланга сливает остатки горючего.
- «Левый» чек
Из выделенной на
заправку суммы приобретается топлива на меньшую сумму, для отчета водитель
покупает фальшивый чек. Разницу оставляет себе.
- «Левый» рейс
Водитель меняет маршрут
в личных целях для «шабашки». При этом путь может увеличиться на сотни
километров.
- Подкрутка одометра
Километраж водитель
накручивает специальным прибором и увеличивает пройденный путь.
- Слив топлива через
обратную магистраль
Для этого водитель с
помощью тройника с краном врезается в обратную магистраль и топливо во время
работы двигателя и насоса благополучно сливается из крана в емкость.
Способы контроля
- Учет расхода топлива
В путевых листах указывается информация о пробеге, грузе, заправках ТС. На основании этих данных рассчитываются затраты горючего. Если фактическая цифра значительно отличается от расчета, возможно, имеется факт хищения.
- Топливные карты
АЗС отчитывается перед
организацией о заправке, у водителя нет доступа к деньгам.
Вариант обхода – сговор
с АЗС. Оператор списывает с топливной карты оговоренное количество бензина, а
заправку осуществляет в значительно меньшем объеме. Разницу водитель получает в
денежном эквиваленте, но по заниженному курсу.
- Оптовая закупка ГСМ
Компания закупает горючие оптом, и оно хранится на складах и мини АЗС (купить оборудование можно в ТД «Всё для АЗС»). Исключается покупка «левых» чеков, сговор с АЗС, продажа карт. Но остается два варианта обхода: сговор со сторожем, слив из бака ТС.
- Системы видеонаблюдения
Снижает риск воровства
на топливных складах и махинаций на стоянке.
Но если камера вышла из строя или у нее узкий угол обзора, то видеоинформация будут недостаточно достоверной .
- Установка система
контроля ГЛОНАСС/GPS
Отслеживает
местоположение, скорость, время, фактический расход горючего ТС и сливы, в том
числе с «обратки».
На ТС устанавливают
трекер с датчиками уровня топлива (ДУТ). Система передает данные с
автомобиля на компьютер диспетчера. Кроме этого в комплексе мониторинга можно
установить камеры для удаленного видеонаблюдения.
Данные, которые
поступают с датчика уровня топлива, передаются в диспетчерский центр и их
невозможно сфальсифицировать. Если транспортное средство исправно, а расход
топлива велик, то стоит произвести контрольную поездку с водителем. Тогда можно
точно определить расход горючего. Кроме того, следует осмотреть автомобиль на
предмет несанкционированного подсоединения различных устройств и наличия дополнительных
емкостей.
ВЫВОД: самый
эффективный способ контроля - это установка датчика уровня топлива и регулярное
отслеживание расхода топлива в пути.